Национальный проект "Образование"
Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационнного развития страны
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТА-ШКОЛЫ «ГРАНИ» ПО ГУМАНИТАРНОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ
Приоритетные направления развития:
· читательская грамотность
· информационная грамотность
· глобальные компетенции
Пояснительная записка
1. Определение читательской грамотности
Читательская грамотность ? способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной. Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков, хотя исключает включение фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями).
Читательская функциональная грамотность (ЧФГ) полностью интегрирует чтение в традиционном смысле и новые формы чтения, которые появились за последние десятилетия и продолжают появляться из-за распространения цифровых устройств и цифровых текстов. Структура ЧФГ включает в себя умения, участвующие в основных процессах чтения. Эти умения, такие как «беглое» чтение, буквальное толкование, обобщение информации, извлечение основных тем и формулирование выводов, являются критическими навыками для обработки сложных или множественных текстов для конкретных целей.
Кроме того, концепция оценки ЧФГ (PISA-2018) пересматривает способы включения процессов чтения, таких как:
-
оценка достоверности текстов, поиск информации, чтение из нескольких источников;
-
интеграция/синтез информации между источниками.
Таким образом, современная концепция читательской грамотности включает новые конструкты с помощью которых оцениваются базовые читательские учения при чтении сложных и множественных текстов:
Дополнительно к сценариям с печатными текстами появились сценарии с электронными текстами. Сделаны акценты на чтении множественных текстов: интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников. Оценивается способность учащихся ориентироваться в современном взаимосвязанном мире и справляться с новыми появившимися требованиями. Многие тексты связаны с оценкой использования информации в Интернете, в частности, как распознать достоверные сайты и онлайн-документы.
2. Проверяемые виды деятельности
Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Тест PISA оценивает следующие читательские умения:
-
Найти доступ к информации и извлечь ее.
-
Сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя.
-
Размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его.
Далее будут использованы сокращенные названия этих трех действий:
-
найти и извлечь (сообщение или информацию),
-
интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать,
-
осмыслить и оценить (сообщение),
Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.
На рис. 1 представлены связи всех названных выше читательских умений.
Рис. 1. Связи читательских умений.
Умение первое: найти и извлечь (информацию из текста)
Здесь речь пойдет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. Таким фрагментом может быть, к примеру, качество работника, требуемое работодателем, или местный телефонный код, или факт, подтверждающий (опровергающий) высказанную точку зрения. В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка. Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано – что (какую именно информацию) требуется найти. Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определенного вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Еще раз подчеркнем – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации.
Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения. Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы теста предполагают только извлечение информации. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. (В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям). При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом искомого сообщения, а также тем, сообщает ли вопрос о месте локализации искомого сообщения в тексте.
Умение второе: интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст.
Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения, как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте делать умозаключения о предшествующем событии.
Интеграция или связывание отдельных сообщений текста информации в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов.
И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка.
Умение третье: осмыслить и оценить (сообщение текста)
Читатель, умеющий осмыслить и оценить содержание прочитанного, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниями для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например – согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.
Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко составители вопросов исходят из того, что пятнадцатилетние учащиеся располагают нужным опытом (например, ходили в кино).
Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу качества и уместности текста в целом и отдельных его элементов. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. Например, полезно чувствовать, как выбор эпитета может повлиять на интерпретацию.
Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, использовав конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или его отношение, скажем, к героине повествования.
Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.
3. Дескрипторы для оценки уровня развития читательской грамотности:
Опора на текст:
ЧГ 1. Находит доступ к информации и извлекать информацию из источников
1 - Использует один источник информации;
2 - Использует несколько источников информации;
3 - Получает информацию из различных источников, в том числе текстовых, графических, вербальных и пр.
ЧГ 2. Интегрирует и интерпретирует информацию из сообщения, текста:
1 - «бегло» читает, буквально истолковывает прочитанное;
2 - обобщает информацию, определяет основные темы и формулирует выводы;
3 – демонстрирует общее понимание текста и переводит информацию текста на язык читателя.
Опора на внетекстовое знание:
ЧГ 3. Осмысливает и оценивает содержание текста;
0 – нет;
1 –да.
ЧГ 4. Осмысливает и оценивает форму текста.
0 – нет;
1 –да.
II. Примерное содержание тем в модулях программы «Грани». Тема 2019-2020 года «Человек мира»
№ темы |
Содержательная линия |
Кол-во часов |
Возможные формы и методы |
5 класс (Жанна Александровна Ларионова) |
1 |
Вводное занятие. Знаете ли вы?
(географическое положение, природно- климатические условия страны, официальные символы, интересные факты) |
1 |
Игра - путешествие |
2 |
Чудеса архитектуры
(искусство и памятники культурного наследия) |
1 |
Творческая мастерская |
3 |
Дела давно минувших дней.
(вероисповедание, традиции и обычаи) |
1 |
Творческая мастерская |
4 |
Приходите в гости к нам!
( праздники, одежда, национальная кухня) |
1 |
Творческая мастерская |
5 |
Итоговое занятие. Путешествуя по свету… |
1 |
Игра по станциям |
6 класс |
1 |
Вводное занятие. Знаете ли вы?
(географическое положение, природно- климатические условия страны, официальные символы, интересные факты) |
1 |
Викторина |
2 |
Чудеса архитектуры
(искусство и памятники культурного наследия) |
1 |
Творческая мастерская |
3 |
Дела давно минувших дней.
(вероисповедание, традиции и обычаи) |
1 |
Творческая мастерская |
4 |
Приходите в гости к нам!
( праздники, одежда, национальная кухня) |
1 |
Творческая мастерская |
5 |
Итоговое занятие. Путешествуя по свету…
|
1 |
Презентация проектов |
7 класс (Дарья Александровна Захарова) |
1 |
История государства
Что предшествовало зарождению данной страны, какие предпосылки к появлению данного государства сложились, язык, |
1 |
Историческое моделирование |
2 |
История войн (геополитика)
Взаимоотношения данной страны с соседними государствами, получение независимости, роль на мировой арене. Личности: полководцы, дипломаты, правители, министры. |
1 |
Памятный календарь – хронология основных событий, основные вехи. |
3 |
Культура быта
Обычаи и традиции страны, ее особенности в восприятии мира (религия), кулинарные особенности, традиционные танцы, музыка, народные песни. |
1 |
Культурологический квест |
4 |
Культурное наследие
Музеи и достопримечательности |
1 |
Организация виртуальной экскурсии. Одна группа берет один объект. После того, как сами объекты будут рассмотрены и проанализированы, всеми вместе нужно будет составить полный готовый экскурсионный маршрут. |
5 |
Интеллектуальное наследие
Ученые, музыканты, художники, актеры, спортсмены. Великие люди данной страны. |
1 |
Интеллектуальный Олимп. Годы жизни, место рождение – делается отметка на карте из п.1, основные достижения.) |
8 класс |
1 |
История государства
Что предшествовало зарождению данной страны, какие предпосылки к появлению данного государства сложились, язык, |
1 |
Историческая реконструкция |
2 |
История войн (геополитика)
Взаимоотношения данной страны с соседними государствами, получение независимости, роль на мировой арене. Личности: полководцы, дипломаты, правители, министры. |
1 |
Составление карты- пазла: Общую карту страны разрезаем как пазл между группами. С обратной стороны каждого пазла написано, характеристики именно данной области. В итоге из отдельно взятых картин (областей) получится характеристика всей страны |
3 |
Культура быта
Обычаи и традиции страны, ее особенности в восприятии мира (религия), кулинарные особенности, традиционные танцы, музыка, народные песни. |
1 |
Культурологический кейс |
4 |
Культурное наследие
Музеи и достопримечательности |
1 |
Организация виртуальной экскурсии. Одна группа берет один объект. После того, как сами объекты будут рассмотрены и проанализированы, всеми вместе нужно будет составить полный готовый экскурсионный маршрут. |
5 |
Интеллектуальное наследие
Ученые, музыканты, художники, актеры, спортсмены. Великие люди данной страны. |
1 |
Виртуальная галерея: Великие люди данной страны. |