Информационный модуль

Победитель всероссийского конкурса в направлении

«Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся»

проект гимназии 177 Санкт-Петербурга

Мета-Школа "Грани"

Информационный модуль

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТА-ШКОЛЫ «ГРАНИ»

ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ

 

Пояснительная записка

Приоритетные направления развития:

·       информационная грамотность

·       читательская грамотность

·       глобальные компетенции

1. Определение информационной грамотности

 Под информационной грамотностью понимается «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов».

В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения.

Информационная грамотность - это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.

Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками:

·                 критическое мышление,

·                 умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения

·                 способность к независимому обучению, созданию информации, готовность быть информированным гражданином и профессионалом, участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе.

 Информационно грамотные люди знают, как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами.

 Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.

 2. Проверяемые виды деятельности

2.1. Грамотность чтения и письма информационных текстов

·                 воссоздающее понимание реалий (картин жизни), которые описаны в тексте: визуализация, отнесение отдельных единиц информации к реальности (например, отнесение термина к факту), связывание единиц информации в целостную картину;

·                 рефлексивное понимание авторской логики (эксплицитной и подразумеваемой), отделение авторского сообщения от иной информации, не содержащейся в тексте и/или противоречащей тексту, критическое отнесение к авторским суждениям;

·         творческое понимание как способность переносить идеи текста на реалии, не описанные в этом тексте.

2.2 Знаково-символическая грамотность

·                 понимание информации, сообщаемой в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п.;

·                 создание сообщений с использованием различных форм представления информации (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация);

·                 создание текстовых и модельно-графических описаний объектов, явлений, событий, понятий и связей между ними;

·                 соотнесение разных знаковых форм описания объектов, выражающееся в переводе одних знаков в другие и фиксация смысловых изменений при изменении знаковых форм;

·         готовность к овладению новыми знаково-символическими средствами сообщения информации.

2.3 Решение задач с применением ИКТ технологий

·                 планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор оптимального способа получения информации;

·                 выделение информации, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивание лишней информации;

·                 обработка информации: преобразование записи устного сообщения в письменный текст, формулировка выводов из изложенных фактов, резюмирование, комментирование, иллюстрирование, преобразование в наглядную форму;

·                 создание проектов и планов в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель) с использованием информационных технологий и цифровой техники;

            3. Информационная грамотность включает следующие навыки:

·                 Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?

·                 Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?

·                 Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?

·                 Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?

·                 Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?

·                 Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?

·                 Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?           Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные.  Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.

·         · 

3. Дескрипторы для оценки уровня развития информационной грамотности:

ИГ1: Умеет адекватно формулировать свою потребность в информации: формулирует информационный запрос, адекватно, словесно  выражает свою информационную потребность (вербализует информационную потребность);

ИГ2: Знает информационные ресурсы, адекватно отбирает и оценивает информацию.

ИГ3: Эффективно осуществляет поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, умеет вести поиск как в традиционном, так и автоматизированном режиме, с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

ИГ4: Умеет осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт;

ИГ5: Владеет компьютерными технологиями.

Уровни проявления результатов: низкий (1), средний (2), высокий (3)


 

 

II. Содержание тем в информационном модуле программы «Грани».

Тема 2019-2020 года «Человек мира»

 

№ темы

Содержательная линия

Кол-во часов

Возможные формы и методы

5 класс (Симонова Анастасия Юрьевна)

1

Вводное занятие. Поговорим о…? Коммуникация в условиях XXI века. Средства коммуникации.

 

Квест-игра

2

Газета.

 

Творческая мастерская

3

Фотография.

 

Творческая мастерская

4

Блог.

 

Творческая мастерская

5

Итоговое занятие. Презентация готовых продуктов.

 

Игра-путешествие

6 класс (Симонова Анастасия Юрьевна)

1

Вводное занятие. Поговорим о…? Коммуникация в условиях XXI века. Средства коммуникации.

 

Квест-игра

2

Газета.

 

Творческая мастерская

3

Фотография.

 

Творческая мастерская

4

Блог.

 

Творческая мастерская

5

Итоговое занятие. Презентация готовых продуктов.

 

Деловая игра

7 класс (Симонова Анастасия Юрьевна)

1

Вводное занятие. Поговорим о…? Коммуникация в условиях XXI века. Средства коммуникации.

 

Квест-игра

2

Газета.

 

Беседа, практикум

3

Фотография, видео.

 

Беседа, практикум

4

Блог.

 

Беседа, практикум

5

Итоговое занятие. Презентация готовых продуктов.

 

Имитационно-ролевое моделирование, брифинг

8 класс (Симонова Анастасия Юрьевна)

1

Вводное занятие. Поговорим о…?

 Коммуникация в условиях XXI века. Средства коммуникации.

 

Квест-игра

2

Газета.

 

Беседа, практикум

3

Фотография, видео.

 

Беседа, практикум

4

Блог.

 

Беседа, практикум

5

Итоговое занятие. Презентация готовых продуктов.

 

Смотр знаний

 

Дата последнего обновления страницы 30.12.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»