СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТА-ШКОЛЫ «ГРАНИ»
ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ
Пояснительная записка
Приоритетные направления развития:
· информационная грамотность
· читательская грамотность
· глобальные компетенции
1. Определение информационной грамотности
Под информационной грамотностью понимается «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов».
В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения.
Информационная грамотность - это набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.
Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками:
· критическое мышление,
· умение анализировать информацию и использовать ее для самовыражения
· способность к независимому обучению, созданию информации, готовность быть информированным гражданином и профессионалом, участвовать в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе.
Информационно грамотные люди знают, как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами.
Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде или для саморазвития.
2. Проверяемые виды деятельности
2.1. Грамотность чтения и письма информационных текстов
· воссоздающее понимание реалий (картин жизни), которые описаны в тексте: визуализация, отнесение отдельных единиц информации к реальности (например, отнесение термина к факту), связывание единиц информации в целостную картину;
· рефлексивное понимание авторской логики (эксплицитной и подразумеваемой), отделение авторского сообщения от иной информации, не содержащейся в тексте и/или противоречащей тексту, критическое отнесение к авторским суждениям;
· творческое понимание как способность переносить идеи текста на реалии, не описанные в этом тексте.
2.2 Знаково-символическая грамотность
· понимание информации, сообщаемой в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п.;
· создание сообщений с использованием различных форм представления информации (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация);
· создание текстовых и модельно-графических описаний объектов, явлений, событий, понятий и связей между ними;
· соотнесение разных знаковых форм описания объектов, выражающееся в переводе одних знаков в другие и фиксация смысловых изменений при изменении знаковых форм;
· готовность к овладению новыми знаково-символическими средствами сообщения информации.
2.3 Решение задач с применением ИКТ технологий
· планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор оптимального способа получения информации;
· выделение информации, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивание лишней информации;
· обработка информации: преобразование записи устного сообщения в письменный текст, формулировка выводов из изложенных фактов, резюмирование, комментирование, иллюстрирование, преобразование в наглядную форму;
· создание проектов и планов в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель) с использованием информационных технологий и цифровой техники;
3. Информационная грамотность включает следующие навыки:
· Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
· Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
· Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
· Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?
· Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
· Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
· Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию? Информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации и достигнута точка насыщения, после достижения которой новая информация не усваивается, несмотря на то, что есть еще множество других источников.
· ·
3. Дескрипторы для оценки уровня развития информационной грамотности:
ИГ1: Умеет адекватно формулировать свою потребность в информации: формулирует информационный запрос, адекватно, словесно выражает свою информационную потребность (вербализует информационную потребность);
ИГ2: Знает информационные ресурсы, адекватно отбирает и оценивает информацию.
ИГ3: Эффективно осуществляет поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, умеет вести поиск как в традиционном, так и автоматизированном режиме, с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
ИГ4: Умеет осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт;
ИГ5: Владеет компьютерными технологиями.
Уровни проявления результатов: низкий (1), средний (2), высокий (3)
II. Содержание тем в информационном модуле программы «Грани».
Тема 2019-2020 года «Человек мира»
№ темы |
Содержательная линия |
Кол-во часов |
Возможные формы и методы |
5 класс (Симонова Анастасия Юрьевна) |
1 |
Вводное занятие. Поговорим о…? Коммуникация в условиях XXI века. Средства коммуникации. |
|
Квест-игра |
2 |
Газета. |
|
Творческая мастерская |
3 |
Фотография. |
|
Творческая мастерская |
4 |
Блог. |
|
Творческая мастерская |
5 |
Итоговое занятие. Презентация готовых продуктов. |
|
Игра-путешествие |
6 класс (Симонова Анастасия Юрьевна) |
1 |
Вводное занятие. Поговорим о…? Коммуникация в условиях XXI века. Средства коммуникации. |
|
Квест-игра |
2 |
Газета. |
|
Творческая мастерская |
3 |
Фотография. |
|
Творческая мастерская |
4 |
Блог. |
|
Творческая мастерская |
5 |
Итоговое занятие. Презентация готовых продуктов. |
|
Деловая игра |
7 класс (Симонова Анастасия Юрьевна) |
1 |
Вводное занятие. Поговорим о…? Коммуникация в условиях XXI века. Средства коммуникации. |
|
Квест-игра |
2 |
Газета. |
|
Беседа, практикум |
3 |
Фотография, видео. |
|
Беседа, практикум |
4 |
Блог. |
|
Беседа, практикум |
5 |
Итоговое занятие. Презентация готовых продуктов. |
|
Имитационно-ролевое моделирование, брифинг |
8 класс (Симонова Анастасия Юрьевна) |
1 |
Вводное занятие. Поговорим о…?
Коммуникация в условиях XXI века. Средства коммуникации. |
|
Квест-игра |
2 |
Газета. |
|
Беседа, практикум |
3 |
Фотография, видео. |
|
Беседа, практикум |
4 |
Блог. |
|
Беседа, практикум |
5 |
Итоговое занятие. Презентация готовых продуктов. |
|
Смотр знаний |