СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТА-ШКОЛЫ «ГРАНИ» ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ (ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ) ТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ
Приоритетные направления развития:
· глобальные компетенции
· информационная грамотность
· читательская грамотность
Пояснительная записка
1. Определение глобальных компетенций
Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Они включают:
· заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития
· управление поведением
· открытость к новому
· эмоциональное восприятие нового
Глобальные компетенции – способность:
· критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
· осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
· вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
2. Области исследования глобальных компетенций
Вопросы, на которые должно ответить исследование глобальных компетенций
· Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное разнообразие в условиях глобализации?
· Как учащиеся воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур?
· Какие подходы к образованию в области разнообразия культур, взаимодействия культур и глобализации используются в школе?
· Какие подходы используются в школе при обучении детей - представителей разных культур; как формируются глобальные компетенции в этих условиях?
· Какие подходы используются для организации совместной работы учащихся-представителей разных культур?
· Как школа справляется с проблемами гендерных различий и стереотипов?
·
Глобальные компетенции: знание и понимание |
Осознание и понимание глобальных проблем
|
Осознание межкультурных различий, взаимопонимание |
Знакомство с наиболее значимыми глобальными проблемами: Изменение климата, Миграция, Бедность и др. |
Знание особенностей своей культуры и чужих культур, осознание сходства и различий разных культур |
Понимание взаимосвязей между проблемами, системами, тенденциями |
Понимание иной точки зрения (но не обязательно – принятие!), осознание факторов, влияющих на выбор той или иной позиции |
Глобальные компетенции: умения |
Аналитическое мышление
|
Критическое мышление
|
• Следование логике
• Системность рассмотрения
• Соблюдение последовательности
• Способность интерпретировать смысл элементов текста
• Способность устанавливать связи и выявлять противоречия
|
• Оценка значимости, обоснованности, надежности текста, источника, утверждения… с позиций внутренней целостности, непротиворечивости объективным данным и личному опыту
• Осознание собственной системы исходных допущений, понимание обусловленности взглядов и суждений культурными и иными традициями
|
Особенности заданий
Характеристика заданий
• Содержание
• Контекст
• Когнитивные процессы
Структура блока
• Ситуация
• Задания с выбором ответа для оценки знаний и понимания проблемы
• Задания с открытыми ответами на обоснования оценочные суждения и т.д.
Характер деятельности учащихся
• Тематическое исследование
• Анализ проблемных ситуаций и происшествий
4. Дескрипторы оценки достижений учащихся в международном (лингвистическом) модуле
ГК1. Заинтересован и осведомлен о глобальных тенденциях развития
ГК2. Управляет своим поведением
ГК3. Открыт к новому, любознателен
ГК4. Мотивирован на эмоциональное восприятие нового;
ГК5. Критически рассматривает с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
ГК6. Сознает, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
ГК7. Вступает в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
ГК8. Берет на себя ответственность за личный результат.
ГК9. Берет на себя ответственность за результат группы.
II. Содержание тем в международном (лингвистическом) модуле программы «Грани».
Тема 2019-2020 года «Человек мира»
№ темы |
Содержательная линия |
Кол-во часов |
Возможные формы и методы |
5 класс (Ирина Александровна Суворова) |
1 |
Как доехать? Специфика транспорта.
Формирование потенциального словаря через ситуативную диалогическую речь. Формирование умений составлять план поездки, использовать карты и др. |
1 |
Ролевая игра |
2 |
Как понять? Дорожные знаки, символы, объявления
Развитие умения понимать обращённые к детям реплики и реагировать на них, применять их в речи. Формирование умений ориентироваться в незнакомом пространстве используя знания англ.яз. |
1 |
Участие в языковых играх, разыгрывание диалогов, выполнение заданий в формате PISA |
3 |
Где разместиться? Гостиницы и хостелы
Развитие этикетной функции общения на русском и английском языках, ситуативная диалогическая речь |
1 |
Участие в языковых играх, инсценировки.. |
4 |
Что вкусненького? Особенности питания.
Развитие у детей навыков поведения и общения за столом, в магазине. |
1 |
Лингвистическая игра «В магазине», подготовка стенгазеты «Особенности традиционной кухни». |
5 |
Что интересного? Традиционные праздники и фестивали.
Знакомство с культурой страны. Сопоставление с культурой России. Формирование потенциального словаря |
1 |
Работа над групповыми мини проектами и их презентация. Оформление туристической карты |
6 класс (Ирина Александровна Суворова) |
1 |
Как доехать? Специфика транспорта.
Формирование потенциального словаря через ситуативную диалогическую речь. Формирование умений составлять план поездки, использовать карты и др. |
1 |
Ролевая игра. Составление буклета пользователя, |
2 |
Как понять? Дорожные знаки, символы, объявления
Развитие умения понимать обращённые к детям реплики и реагировать на них, применять их в речи. Формирование умений ориентироваться в незнакомом пространстве используя знания англ.яз. |
1 |
Участие в языковых играх, разыгрывание диалогов, выполнение заданий в формате PISA |
3 |
Где разместиться? Гостиницы и хостелы
Развитие этикетной функции общения на русском и английском языках, ситуативная диалогическая речь |
1 |
Участие в языковых играх, инсценировки, работа над мини проектом: мой выбор проживания. |
4 |
Что вкусненького? Особенности питания.
Развитие у детей навыков поведения и общения за столом, в магазине. |
1 |
Лингвистическая игра «В магазине», подготовка стенгазеты «Особенности традиционной кухни». |
5 |
Что интересного? Традиционные праздники и фестивали.
Знакомство с культурой страны. Сопоставление с культурой России. Формирование потенциального словаря |
1 |
Работа над групповыми мини проектами и их презентация. Оформление туристической карты |
7 класс (Марина Евгеньевна Колчина) |
1 |
Здравствуйте, я буду учиться в вашей школе. . |
1 |
Ролевая игра.
Работа в парах |
2 |
Первый урок – математика
|
1 |
Работа в команде Развитие навыков командного взаимодействия |
3 |
Второй урок – экология
|
1 |
Международная конференцияя по вопросам глобального потепления. Развитие экологического мышления |
4 |
Третий урок - “Problem solving” |
1 |
Мастер-класс
Развитие навыков.перевода |
5 |
Четвертый урок - Права человека (Human rights ) Кто такой «Омбудсмен»? |
1 |
Круглый стол по вопросам прав человека |
8 класс (Анна Александровна Пискарева) |
1 |
Образование за рубежом |
1 |
Ролевая игра «Я буду у вас учиться»
|
2 |
Как мне добраться до школы?
|
1 |
Рработа с картами в малых группах, ролевые игры, составление диалогов. |
3 |
Знакомство. Первый день в школе.
|
1 |
Ролевая игра «Новый ученик» |
4 |
Питание в школе. Национальные особенности |
1 |
Кейс «Национальные особенности питания, традиции питания в школе»
|
5 |
«Остаться нельзя уезжать!»- где ставим запятую? |
1 |
Выпуск стендового плаката по изучаемой стране
|