СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТА-ШКОЛЫ «ГРАНИ» ПО
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ
Приоритетные направления развития:
· финансовая грамотность (7-8)
· математическая грамотность (7-8)
· информационная грамотность (5-6, 7-8)
· глобальные компетенции (5-6, 7-8)
Пояснительная записка
1. Определение финансовой грамотности
Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
В отличие от ряда иных составляющих функциональной грамотности и образовательной подготовки, финансовая грамотность в значительной мере субъективно осознаётся не только учащимися, но и их родителями в качестве необходимой составляющей личного участия в социально-экономической жизни и продуктивного решения задач обеспечения личного социального (в первую очередь, финансового) благополучия. Это субъективное осознание значимости финансовой грамотности для жизненного благополучия во многом связано с явно заявляющими о себе и препятствующими продуктивной деятельности в сфере финансов типичными дефицитами. Выявление определённых знаний, умений, стратегий поведения, находящихся в дефиците и нуждающихся в развитии, важно, прежде всего, не для формальных административных проверок, а для самого человека – субъекта общественной жизнедеятельности и своего собственного развития. Информация о собственном уровне финансовой грамотности актуальна для каждого участника социально-экономической жизни.
2. Области исследования финансовой грамотности
В основу организации области исследования финасовой грамотности положены 3 основных аспекта:
Познавательная деятельность: познавательные умения, действия и стратегии
· Выявление финансовой информации
· Анализ информации в финансовом контексте
· Оценка финансовых проблем
· Применение финансовых знаний и понимание
Содержание: знание и понимание
· Деньги и операции с ними
· Планирование и управление финансами
· Риски и вознаграждения
· Финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов)
Контекст: предлагаемые ситуации
· Образование и работа
· Дом и семья
· Личные траты, досуг и отдых
· Общество и гражданин (5-15%)
3. Области оценки финансовой грамотности
· Финансовые знания
· Когнитивные и практические умения в работе с финансовыми материалами
· Способы действия, отвечающие финансовым требованиям повседневной жизни в современном обществе.
Структура и составные элементы финансовой грамотности представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Структура и основные элементы финансовой грамотности.
4. Особенности заданий
· В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся.
· Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний.
· Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
· Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
· Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
· Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.)
.
5. Дескрипторы оценки достижений учащихся в математическом модуле
ФГ 1. Распознает финансовую информацию;
ФГ 2. Анализирует информацию в финансовом контексте;
ФГ 3. Оценивает финансовые проблемы;
ФГ 4. Применяет финансовые знания.
Уровни проявлений:
0 – отсутствует
1 – низкий
2 – средний
3 – высокий.
II. Примерное содержание тем в социально-экономическом модуле программы «Грани».
Тема 2019-2020 года «Человек мира»
№ темы |
Содержательная линия |
Кол-во часов |
Возможные формы и методы |
5 класс (Анна Московкина) |
1 |
Семейный бюджет |
1 |
Игра, презентация |
2 |
Ведение переговоров |
1 |
Деловая игра |
3 |
Лидерство. Портрет лидера. |
1 |
Игра, презентация. |
4 |
Секреты идеального выступления |
1 |
Тренинг |
5 |
Искусство общения |
1 |
Коммуникативные игры |
6 класс (Анна Московкина) |
1 |
Семейный бюджет |
1 |
Игра, презентация |
2 |
Ведение переговоров |
1 |
Деловая игра |
3 |
Лидерство. Портрет лидера. |
1 |
Игра, презентация. |
4 |
Секреты идеального выступления |
1 |
Тренинг |
5 |
Искусство общения |
1 |
Коммуникативные игры |
7 класс (Сапрыкина Маргарита Юрьевна) |
1 |
Экономика семьи. |
1 |
Презентация, диспут. |
2 |
Основные статьи семейного дохода. |
1 |
Беседа, работа с диаграммами, презентация |
3 |
Основные статьи семейных расходов.
Обязательные и необязательные платежи и их оптимизация. |
1 |
Экономический турнир, составление диаграмм. презентация |
4 |
Показатели благосостояния населения.
|
1 |
Виртуальная экскурсия, создание презентации |
5 |
Арифметические задачи по рыночной экономике
|
1 |
Практикум |
8 класс (Сапрыкина Маргарита Юрьевна) |
1 |
Экономика семьи. |
1 |
Презентация, диспут. |
2 |
Основные статьи семейного дохода. |
1 |
Беседа, работа с диаграммами, презентация |
3 |
Основные статьи семейных расходов.
Обязательные и необязательные платежи и их оптимизация. |
1 |
Экономический турнир, составление диаграмм. презентация |
4 |
Показатели благосостояния населения.
|
1 |
Виртуальная экскурсия, создание презентации |
5 |
Арифметические задачи по рыночной экономике
|
1 |
Практикум |