СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТА-ШКОЛЫ «ГРАНИ»
ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ
Приоритетные направления развития:
· естественно-научная грамотность
· информационная грамотность
· глобальные компетенции
Пояснительная записка
1. Определение естественнонаучной грамотности
Оценивание естественнонаучной грамотности учащихся в исследовании PISA основывается на следующем определении этого понятия:
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:
– научно объяснять явления;
– понимать особенности естественнонаучного исследования;
– научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.
Из этого определения вытекают требования к заданиям по оцениванию естественнонаучной грамотности. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетенций и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий международных исследования PISA.
Блок заданий включают в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. При этом каждый из вопросов-заданий классифицируется по следующим категориям:
· компетенция, на оценивание которой направлено задание;
· тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
· контекст;
· познавательный уровень (или степень трудности) задания.
2. Проверяемые виды деятельности
2.1. КОМПЕТЕНЦИИ И УМЕНИЯ
Каждая из трех компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, включает в себя набор конкретных умений, на проверку которых может быть непосредственно направлен вопрос задания. Эти умения можно рассматривать как базовый набор действий, которые способен выполнять научно грамотный человек. Ниже приводится детализация тех компетенций, которые оцениваются в исследовании PISA:
2.1.1. Научное объяснение явлений
Распознавание, выдвижение и оценка объяснений для природных и техногенных явлений, что включает способности:
· Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания;
· Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
· Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы
· Предложить объяснительные гипотезы;
· Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества.
2.1.2. Понимание особенностей естественнонаучного исследования
Описание и оценка научных исследований, предложение научных способов решения вопросов, что включает способности:
· Распознавать вопрос, исследуемый в данной естественнонаучной работе;
· Различать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать;
· Предложить способ научного исследования данного вопроса;
· Оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса;
· Описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений.
2.1.3. Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
Анализ и оценка научной информации, утверждений и аргументов и получение выводов, что включает способности:
· Преобразовать одну форму представления данных в другую;
· Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
· Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
· Отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях;
· Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет, журналы).
2.2. ТИПЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Каждая из компетенций, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания следующих типов:
· Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».
· Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также стандартных исследовательских процедур.
Содержательные области формально можно соотнести с предметными знаниями. Так, «Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии, «Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной» – география, геология, астрономия. Однако с точки зрения содержания задания PISA часто имеют межпредметный характер. Что касается процедурного знания, то оно в равной мере относится ко всем естественнонаучным предметам, что, в первую очередь, и позволяет объединять их в одну группу и говорить именно о естественнонаучной, а не о какой-то узко предметной, грамотности. В нашей практике комплекс знаний, умений, компетенций, относящихся к типу процедурного знания, чаще принято объединять под рубрикой «Методы научного познания».
2.3 КОНТЕКСТЫ
Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация. В исследовании PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:
· здоровье;
· природные ресурсы;
· окружающая среда
· опасности и риски;
· связь науки и технологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
· личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями),
· местном/национальном
· глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
2.4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ
Для заданий по естественнонаучной грамотности в исследовании PISA определяются также уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения задания. Трудность любого задания – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для выполнения задания.
Выделяются следующие познавательные уровни:
· Низкий Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
· Средний Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
· Высокий Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
Определение познавательного уровня, или степени трудности, задания в соответствии с этими критериями – порой само по себе нелегкая задача. Чаще всего мы оцениваем эту трудность интуитивно, «на глазок», или она определяется эмпирически, в зависимости от того, какой процент ребят на той или иной выборке выполняет данное задание.
3. Дескрипторы для оценки уровня развития естественнонаучной грамотности:
ЕНГ1. Распознает, понимает, оценивает и научно объясняет природные и техногенные явления;
0 - нет
1 –да,
ЕНГ 2. Создает объяснительные модели и представления; делает соответствующие прогнозы;
0 - нет
1 –да,
ЕНГ 3. Предлагает объяснительные гипотезы;
0 - нет
1 –да,
ЕНГ 4. Предлагает способ научного исследования данного вопроса;
0 - нет
1 –да,
ЕНГ 5. Оценивает с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса;
0 - нет
1 –да,
ЕНГ 6. Преобразовывает одну форму представления данных в другую;
0 - нет
1 –да,
ЕНГ 7. Анализирует, интерпретирует данные и делает соответствующие выводы;
0 - нет
1 –да,
ЕНГ 8. Отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях;
0 - нет
1 –да,
ЕНГ 9. Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет, журналы).
0 - нет
1 –да,
II. Содержание тем в естественно-научном модуле программы «Грани».
Тема 2019-2020 года «Человек мира»
№ темы |
Содержательная линия |
Кол-во часов |
Возможные формы и методы |
5 класс (Суббота Оксана Юрьевна) |
1 |
Страна на карте мира |
1 |
Мини-исследование, кейс |
2 |
Прогноз погоды. Климатические условия |
1 |
ОДИ «Едем в отпуск» |
3 |
Кто там живет? Что там растет? |
1 |
ОДИ «Пищевые цепочки» |
4 |
Экологическая обстановка |
1 |
Видео-кейс |
5 |
Природные богатства государства |
1 |
Квест |
6 класс (Суббота Оксана Юрьевна) |
1 |
Страна на карте мира |
1 |
Мини-исследование, кейс |
2 |
Прогноз погоды. Климатические условия |
1 |
ОДИ «Едем в отпуск» |
3 |
Кто там живет? Что там растет? |
1 |
ОДИ «Пищевые цепочки» |
4 |
Экологическая обстановка |
1 |
Видео-кейс |
5 |
Природные богатства государства |
1 |
Квест |
7 класс (Шакирзянова Ольга Васильевна) |
1 |
Здоровый образ жизни.
|
1 |
Виртуальное исследование |
2 |
Экология окружающей среды.
Экологические проблемы данной страны и пути их решения. |
1 |
Создание проекта |
3 |
Экология окружающей среды.
Экологические проблемы данной страны и пути их решения. |
1 |
Виртуальное исследование |
4 |
Современные технологии.
Использование современных технологий в данной стране и анализ их последствий.
|
1 |
Создание проекта |
5 |
Земля и Вселенная.
Проблемы современной астрономии. |
1 |
Создание проекта |
8 класс (Шакирзянова Ольга Васильевна) |
1 |
Здоровый образ жизни.
|
1 |
Виртуальное исследование |
2 |
Экология окружающей среды.
Экологические проблемы данной страны и пути их решения. |
1 |
Создание проекта |
3 |
Экология окружающей среды.
Экологические проблемы данной страны и пути их решения. |
1 |
Виртуальное исследование |
4 |
Современные технологии.
Использование современных технологий в данной стране и анализ их последствий.
|
1 |
Создание проекта |
5 |
Земля и Вселенная.
Проблемы современной астрономии. |
1 |
Создание проекта |