Математический модуль

Победитель всероссийского конкурса в направлении

«Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся»

проект гимназии 177 Санкт-Петербурга

Мета-Школа "Грани"

Математический модуль

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТА-ШКОЛЫ «ГРАНИ» ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДУЛЮ

Приоритетные направления развития:

·                 математическая грамотность

·                 информационная грамотность

·                 глобальные компетенции

Пояснительная записка

1. Определение математической грамотности

«Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

 Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину. В уточненном определении математической грамотности говорится о том, что она включает умение работать с математическими инструментами. К ним отнесены физические и цифровые устройства, присущие технологии 21 века, использование которых стало общепринятым и продолжает расширяться. Очевидно, что владение этим умением является необходимым условием успешности современного человека.

С 2012 года часть математических заданий в международных исследованиях по-прежнему предлагалась и выполнялась на бумаге, а часть заданий предлагалась на компьютере, и свои ответы ученики вводили в компьютер. Задания, которые предлагались на компьютере, позволили расширить область предлагаемых для анализа ситуаций, математических инструментов и данных, например, за счет включения наборов пространственных геометрических конструкций, виртуальных измерительных инструментов, различных наборов объемных статистических данных.

2. Области исследования математической грамотности

 В основу организации области исследования математической грамотности положены три пересекающихся аспекта:

·                 математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях;

·                 контекст, в котором представлена проблема;

·                 математические мыслительные процессы, которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой, необходимой для решения поставленной проблемы.

            Для описания деятельности при решении задач предлагаются три глагола

·                 формулировать;

·                 применять;

·                 интерпретировать.

Они явно отражают основные виды деятельности при решении проблем посредством использования математики. Они указывают на три мыслительных процесса, в которые, как правило, будут вовлечены учащиеся при активном участии в решении проблем:

·                 формулировать ситуацию математически;

·                 применять математические понятия, факты, процедуры размышления;

·                 интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.

Формулировать ситуации математически (formulating situations mathematically) включает способность распознавать и выявлять возможности использовать математику, принять имеющуюся ситуацию и трансформировать ее в форму, поддающуюся математической обработке, создавать математическую модель, отражающую особенности описанной ситуации; определять переменные, размышлять и понимать условия и допущения, облегчающие подход к проблеме или ее решение.

Применять математику (employing mathematics) включает способность применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для получения решения или выводов. Эта деятельность включает выполнение математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения (например, выполнять действия с алгебраическими выражениями и уравнениями или другими математическими моделями, анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать с геометрическими формами в пространстве, анализировать данные). Работать с моделью, выявлять закономерности, определять связи между величинами и создавать математические аргументы.

Интерпретировать (interpreting mathematics) включает способность размышлять над математическим решением или результатами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы. Эта деятельность включает перевод математического решения в контекст реальной проблемы, оценивание реальности математического решения или рассуждений по отношению к контексту проблемы. Этот процесс охватывает и интерпретацию, и оценку полученного решения или определение того, что результаты разумны и имеют смысл в рамках предложенной ситуации. При этом может потребоваться разработать объяснения или аргументацию с учетом контекста проблемы

Фундаментальные математические способности, которые являются неотъемлемой частью математической грамотности:

·                 передача сообщений/информации;

·                 математизация;

·                 представление;

·                 рассуждения и аргументация;

·                 разработка стратегии решения проблемы;

·                 использование символьного, формального или технического языка и операций;

·                 использование математических инструментов.

На рисунке 1 представлена модель математической грамотности .

            Рис. 1. Модель математической грамотности

3.  Области оценки математической грамотности

            В международных исследованиях в основу организации структуры математического содержания, которым должен обладать грамотный человек для решения разнообразных проблем, положен особый подход. Этот подход отличается от подхода, характерного для целей обучения математике и школьных программ – структурирование по содержательным линиям и математическим темам.

            В исследовании математическое содержание распределено по четырем категориям:

·                 пространство и форма;

·                 изменение и зависимости;

·                 количество;

·                 неопределенность и данные.

            Эти категории охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями. Именно из тематики содержания, охватываемого этими идеями, извлекаются соответствующие вопросы содержания, используемые для решения поставленной проблемы:

·                 Изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;

·                 Пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;

·                 Количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;

·                 Неопределенность и данные – область охватывает вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

 

4. Дескрипторы оценки достижений учащихся в математическом модуле

 

МГ 1. Исследует ситуацию

1 – простую, знакомую, по алгоритму;

2 -  частично знакомую, не алгоритмизированную;

3 -  сложную проблемную с большой долей неопределенности.

МГ 2. Использует знания в нетипичных контекстах.

0 – нет;

1 –да.

МГ 3. Связывает и использует информацию из разных источников.

0 – нет;

1 –да.

МГ 4. Работает с информацией.

1 – представленной в текстовой форме;

2 -  представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы столбчатой или круговой, схемы, рисунка, чертежа с обозначением видимых и невидимых элементов геометрической фигуры) в контексте конкретной проблемы;

3 - свободно преобразовывает и переходит от одной формы к другой.

МГ 5. Применяет интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями при разрешении незнакомых проблемных ситуаций

0 – нет;

1 –да.

МГ 6. Размышляет над своими действиями, формулирует и комментирует, почему они были использованы в данной ситуации

0 – нет;

1 –да.

МГ 7. Удерживать условия задания в процессе решения;

0 – нет;

1 –да.

МГ 8. Осуществляет самоконтроль за своими действиями;

0 – нет;

1 –да.


 

II. Содержание тем в математических модулях программы «Грани».

Тема 2019-2020 года «Человек мира»

 

№ темы

Содержательная линия

Кол-во часов

Возможные формы и методы

5 класс (Алиева Гюнай)

1

Тише едешь – дальше будешь

1

Урок-поиск. Составление географической картины государства языком математики, то есть цифрами.

 

2

Копейка рубль бережет

1

Урок-лекция. Классическая форма проведения урока, в которой ученики узнают немного об экономики государства с математической точки зрения. Решение практически применимых жизненных задач, с которыми ежедневно сталкиваются взрослые, и даже дети.

3

Кто путешествует тот, познает

1

Кейс-метод. Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку. Учащиеся научатся находить рациональные и оптимальные пути решения проблемы, которой окажется планирование длительной поездки при определенных условиях.

4

Хочешь есть калачи – не сиди на печи

1

Урок-игра.

5

Реставрация достопримечательности

1

Стратегическая деловая игра. Данный формат урока позволит сымитировать процесс, который требует разрешения, он позволяет учащимся быстро и качественно закрепить знания и навыки, которые они получают.

6 класс (Алиева Гюнай)

1

Тише едешь – дальше будешь

1

Урок-поиск. Составление географической картины государства языком математики, то есть цифрами.

 

2

Копейка рубль бережет

1

Урок-лекция. Классическая форма проведения урока, в которой ученики узнают немного об экономики государства с математической точки зрения. Решение практически применимых жизненных задач, с которыми ежедневно сталкиваются взрослые, и даже дети.

3

Кто путешествует тот, познает

1

Кейс-метод. Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку. Учащиеся научатся находить рациональные и оптимальные пути решения проблемы, которой окажется планирование длительной поездки при определенных условиях.

4

Хочешь есть калачи – не сиди на печи

1

Урок-игра.

5

Реставрация достопримечательности

1

Стратегическая деловая игра. Данный формат урока позволит сымитировать процесс, который требует разрешения, он позволяет учащимся быстро и качественно закрепить знания и навыки, которые они получают.

7 класс (Чиглинцева Татьяна)

1

Единицы измерения.

1

Вычислительный эксперимент (перевод значений своего роста, возраста и т.д. в единицы измерения выбранной страны, современные или старинные).

2

Геометрические формы в архитектуре. Расчет прочности сооружений.

1

Математическое иследование. (за основу идеи взято: особенности архитектуры стран мира, симметрия – царица архитектурного совершенства).

3

Выбор формы и конструкции, чертеж или схема макета здания

1

Математическое моделирование. (в стиле выбранной страны или достопримечательности этой страны)

4

Создание макета. (возможно, в электронном варианте)

1

Математическое моделирование.

5

Проектируем виртуальный город.. (объединение макетов в единый город, возможно, виртуальный)

1

Математическое моделирование Презентация моделей

8 класс (Чиглинцева Татьяна)

1

1.Интересная статистика.

Анализ статистических данных о стране, построение графика успешности/популярности страны на основе этих данных.

1

Ролевая игра «Статистическое бюро»

2

Транспорт в цифрах

Решение проблемных задач

1

Интеллект-марафон «Поехали!»

3

Выгодный шопинг.

Составление расчетной таблицы покупок

1

Деловая игра «Математика для «блондинок». Создание интеллект-карты

 

4

Рейтинг в процентах.

Создание диаграммы конкурентоспособности страны

1

Деловая игра «Мировой рейтинг»

Анализ, визуализация, аргументация

5

Формула успеха.

Подведение итогов, перспективы дальнейшего развития, составление логической формулы успеха страны, на основе собранных и обработанных данных

1

Математическое моделирование и прогнозирование.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 30.12.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»